Как перевозчики определяют цену своих услуг
1. Перевозчик подстраивается под рынок
В этом случае он сам не высчитывает тарифы, отслеживая средний уровень цен на рынке на тот или иной вид транспортных услуг, и предлагает своим клиентам такой же. Так чаще всего поступают индивидуальные предприниматели или небольшие транспортные компании.
Но это не значит, что среднерыночная цена не влияет на стоимость услуг более крупных перевозчиков.
Пример
Российские компании в период обмена РФ санкциями со странами Запада, когда в стране наблюдался кризис, российский рубль падал, росла инфляция и конкуренция на внутреннем рынке. Чтобы не остаться без работы и средств к существованию, перевозчики вынуждены были работать по низким (даже не по средним) ставкам себе в убыток, не говоря уже о росте тарифов.
2. Выгодный платежеспособный клиент способен заплатить больше
Такой подход ориентирован на каждого конкретного клиента и на актуальную рыночную ситуацию, его еще называют «от платежеспособности». Принцип следующий – определяется максимально возможный уровень платежеспособности заказчика, и назначается та цена, которую он в состоянии заплатить.
Такая тарифная политика способна принести перевозчику максимум прибыли, но применение ее на практике является весьма сложным и ресурсозатратным, ведь нужно не просто знать текущее состояние рынка, но и анализировать положение каждого конкретного заказчика.
Данный вариант хорош для разового использования
3. Стоимость рассчитывается с учетом желаемого уровня прибыли
В данном случае тарифы рассчитываются перевозчиком исходя из того, чтобы за определенный промежуток работы обеспечить ту прибыль, которую он хочет. В такой ситуации сложно, но необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг. Тарифная политика с ориентацией на прибыль чаще всего применяется, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.
4. «Себестоимость + прибыль»
Это самый распространенный и самый справедливый подход. Цена берется не «из головы», а рассчитывается исходя из понесенных издержек на осуществление грузоперевозки. Теоретически, такая тарифная политика требует предварительного изучения спроса и уровня среднерыночных цен, но на практике транспортные компании ориентируются на текущую ситуацию в сфере грузоперевозок и корректируют стоимость своих у слуг в зависимости от нее.
Что включают в себестоимость грузоперевозки
1. Расходы на топливо:
исходя из нормы расхода на 100 км. для выбранной марки грузового авто (пробег без груза);
учитывается километраж пробега и объем транспортной работы (масса груза на километраж пути), если автомобиль груженый
2. Расходы на смазочные и иные эксплуатационные материалы
устанавливается по Нормам исходя из количества израсходованного топлива;
3. Расходы на замену и ремонт шин
нормы износа устанавливаются Правилами (могут быть у каждого предприятия свои), при расчете учитывается стоимость колес и их количество, пробег автомобиля.
4. Расходы на техобслуживание и ремонт подвижного состава
по Нормам;
5. Амортизация ОС.
6. Расходы на зарплату
руководителей, водителей, специалистов, служащий, ремонтно-вспомогательных рабочих в соответствии с тарифной сеткой, штатным расписанием и пр.
7. Налоги и платежи по лизинг (если такой имеет место);
8. Отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды;
9. Накладные расходы;
10. Командировочные водителям;
11. Оплата стоянок и дорожных сборов и прочее.
Далее к себестоимости добавляется процент желаемой прибыли, получается стоимость конкретной грузоперевозки. На практике еще обычно удваивают, учитывая холостой обратный путь автомобиля от места разгрузки в автопарк. К слову, называемая заказчику цена обычно является приблизительной, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.
Виды тарифов:
1. за километр – при перегоне транспортных средств и спецтехники;
2. за тонно-килограмм – при доставке сборных грузов;
3. за тонно-километр - автомобильные грузоперевозки на большие расстояния;
4. за один рейс (ездку), за час работы или автомобиле-день (смену) – когда трудно оценить объем перевозок, а процесс доставки предполагает несколько рейсов.
Комплектная грузоперевозка: специфика расчета
Первое, что учитывается, - это расстояние, которое должен будет проехать автомобиль. В составе цены оно отражается как тариф за километр пути. Если речь о популярном направлении грузоперевозки (в крупные города), то называется уже полная стоимость пути с поправкой на массу перевозимого груза. Таким образов, сначала рассчитывается цена за 1 км. для каждого доступного заказчику вида автомобиля (3,5 тонны или фура 20 тонн), потом поправочный коэффициент на класс груза (всего их четыре), тип кузова автомобиля (тент дешевле рефрижератора), регион доставки (рельеф местности, климат).
Сборная грузоперевозка: особенности расчета
Основной акцент делается именно на массу перевозимого груза с поправкой на его фактический объем и количество мест, занимаемых в кузове. Существуют следующие методы определения стоимости перевозки сборного груза:
1. По плотности
т.е. по отношению массы груза к его объему – расчет по объему производится, если плотность меньше 250 кг. ( 1 куб. метр груза вмещает меньше 250 кг. его веса), по массе, если плотность больше 250. Объемный или расчетный вес в первом случае рассчитывается путем умножения объема груза на 250.
2. По погрузочным метрам
сравнивается фактический вес и оплачиваемый, оплачивается большее значение.
Система расчета такова. Погрузочный метр – это воображаемый прямоугольник площадью 2,4 квадратных метра (1м*2,4м, как ширина кузова обычной фуры). Количество погрузочных метров, которое занимает груз, рассчитывается путем деления его площади (длина * ширину) на площадь погрузочных метра (2,4 кв.м). Получившийся результат является расчетным весом. Далее его умножают на 1544 . Почему именно на это число? Потому что полезный вес загруженной фуры составляет 21 тонну (21 тыс. кг.), а длина погрузочного пространства равна 13,6 метра. Разделив первую цифру на вторую получим вес, приходящийся на один погрузочный метр.