Перевозка скоропортящихся грузов

Классификация скоропортящихся грузов и список необходимых сопроводительных документов. Соблюдение температурного режима. Форс-мажор - что делать?
23.12.2019

 

Оглавление:

  1. Первое, о чем спросит перевозчик перед организацией перевозки скоропорта
  2. Классификация скоропортящихся грузов
  3. Как правильно выбрать автомобиль для транспортировки?
  4. Список обязательных документов на сопровождение скоропорта
  5. Требования к упаковке скоропортящихся грузов
  6. Специальные знаки, применяемые при перевозке скоропортящихся грузов
  7. Правила и нюансы погрузки скоропортящихся грузов
  8. Температурный режим погрузки и транпортировки (по видам продуктов)
  9. Как правильно скомпоновать сборную перевозку скоропортящихся грузов
  10. Сроки доставки скоропортящихся грузов
  11. Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов
  12. Случился форс-мажор: что делать?
  13. Правила перевозки скоропорта (по законодательству РБ).

 

Перевозчик, прежде чем приступать к доставке продуктов питания, медицинских препаратов и других разновидностей транспортируемых грузов, должен изучить требования, предъявляемые законодательством, например, к таким товарам:

  • свежие овощи и фрукты, а также грибы;
  • мясо птицы, домашних животных, рыбных продуктов, молока и яиц;
  • молочные жиры;
  • замороженные продукты;
  • растения и т.д.

Все перечисленные продукты относятся к категории скоропортящихся и для их транспортировки обязательна установка на грузовом транспорте авторефрижератора, чтобы обеспечить им температуру, оптимальную для хранения и перевозки.

1. Первое, о чем спросит перевозчик перед организацией перевозки скоропорта

Первоочередные моменты, которые перевозчик уточнит у заказчика до расчета стоимости такой перевозки:

  1. срок годности груза;
  2. срок транспортабельности груза – время в сутках, которое товар может находится в пути с соблюдением особых условий перевозки, не подвергаясь порче (устанавливается производителем или Госинспектором по качеству);
  3. расстояние, на которое нужно перевезти груз;
  4. вид груза и необходимость наличия некоторых дополнительных документов на него: санитарно-гигиенического, фитосанитарного или ветеринарного сертификата;
  5. масса груза и его объем, возможность перевозки совместно с другими грузами;
  6. степень подготовленности товара к транспортировке (упаковка, маркировка и т.д.);
  7. наличие особых условий погрузки или перевозки.

2. Классификация скоропортящихся грузов

1. По происхождению:

  • растительного: овощи, грибы, фрукты, зелень и пр.
  • животного: мясо, рыба, молоко, яйца и пр.
  • продукты переработки: консервы, колбасы, сыры и пр.
  • живые растения: саженцы, цветы и т.д.
  • медицинские грузы: лекарства, кровь, плазма и пр.

2. По уровню температурной обработки:

  • свежие – перевозятся без температурной обработки в естественном виде;
  • охлажденные – температура хранения варьируется в пределах от -6 до +4 градусов Цельсия, перевозка допускается при температуре от -5 до -1 градуса;
  • замороженные – температура хранения в пределах от -7 до -17 градусов, перевозка допускается при -6 градусах и ниже;
  • продукты глубокой заморозки – перевозятся при температуры от -18 градусов и ниже;
  • подогретые – когда температура в кузове должна быть выше температуры окружающей среды;
  • охлаждаемые – транспортируются при 0-+15 градусах;
  • вентилируемые – требований к температуре и влажности нет, но грузовой транспорт должен быть оснащен системой интенсивной вентиляции, относятся к «нерефрижераторным» грузам.

3. Классификация в санитарных правилах:

  • нескоропортящиеся – при обычной влажности и температуре могут храниться больше 30 дней;
  • скоропортящиеся – при соблюдении температурного режима срок хранения не больше 30 дней;
  • особо скоропортящиеся – перевозятся и хранятся при температуре не выше +6 градусов, срок хранения при этом не превышает 72 часа.

4. По условиям перевозки:

  • требующие использования специализированных транспортных средств (с кузо­вами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;
  • можно перевозить в транспортных средствах и контейнерах общего пользования.

5. По необходимости вентиляции:

  • воздухообмен нужен для обеспечения сохранности;
  • воздухообмен не требуется, так как для обеспечения сохранности груза он решающим фактором не является.

6. Скоропорт, не требующий воздухообмена, разделяют по температурному режиму:

  • замороженные – перевозятся при -6 градусах и ниже, чтобы наблюдалась заморозка тканевого сока;
  • охлажденные – при температуре -5-+1 градус, что замедляет ферментативные и другие процессы.

7. Скоропорт, требующий воздухообмена, разделяют по режиму перевозки:

  • охлажденные – перевозят при -3-+15 градусов для торможения процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития;
  • неохлажденные – транспортируются без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов;

Правила транспортировки скоропортящихся продуктов определяются в индивидуальном порядке, исходя из особенностей продукта:

  • свежие фрукты и овощи должны быть чистыми и сухими без следов механических повреждений или нарушения формы.

 ВАЖНО! Запрещено перевозить в рефрижераторах томаты зеленого цвета или в начальной фазе созревания.

  • мясо должно быть разделано на туши и очищено от внутренностей, туши разделываются на несколько частей, на них не должно быть внешних повреждений таких как подтеки крови, следы крови и т.п, Мясо должно быть от здоровых животных без каких-либо заболеваний. Туши перевозятся отдельно, внутренние органы – отдельно, замороженные продукты – в упаковочной обертке;
  • колбасы и копчености транспортируются в специальных ящиках с просветами;
  • субпродукты и молочные продукты упаковываются в чистые ящики или коробы.

Вся тара, в которой хранится скоропорт, должна иметь цельную конструкцию, без поломок или каких-либо загрязнений. Скоропортящийся груз обязательно должен быть опломбирован. Если состояние груза или тары, в которой он перевозится, не соответствует вышеизложенным требованиям, то к перевозке он допускается только с разрешения компетентных вышестоящих органов и только в виде исключения.

Скоропортящиеся грузы являются режимными, для сохранения качества при транспортировке они нуждаются в соблюдении определенного температурного режима, уровня влажности и выполнения санитарно-гигиенических требований. В основном это относится к пищевым продуктам.

3. Как правильно выбрать автомобиль для транспортировки?

Для перевозки скоропортящихся продуктов используют следующие специализированные транспортные средства:

  • изотермическое - транспортное средство на автомобиль­ном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и кры­шу, чтобы ограничить теплообмен между внутренней и на­ружной поверхностью кузова;
  • «ледник» (для охлаждения используется лед с солью или без, сухой лед с возможностью или без регулирования сублимации и пр.) – удерживают температуру внутри порож­него кузова на заданном уровне при сред­ней наружной температуре 30 °С;
  • рефрижератор (температурный режим обеспечивается при помощи холодильной установки) – способен удерживать температуру как и «ледник», только другим способом;
  • отапливаемое автотранспортное средство или «термос».

Жидкие и сыпучие продукты без тары перевозятся в кузовах-цистернах, оснащенных необходимым технологи­ческим оборудованием для перегрузочных операций. Если расстояние перевозки больше 200 км. используются кузова-цистерны с термоизолирующими стенками.

Если скоропортящийся груз нужно перевозить не­большими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (междугородние и международные перевозки), лучше и эффективнее использовать автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микро­процессорами для автоматического регулирования заданного тем­пературного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать установленным компетентным госорганом санитарно-гигиеническим требованиям, изложенным в «Санитарных правилах к транспортировке пищевых продуктов». Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как прави­ло, один раз в 10 дней. Каждое транспортное средство должно иметь санитарный паспорт, который выдается на срок от 3 до 6 месяцев.

Скоропортящиеся грузы можно перевозить любым видом транспорта:

  • воздушным – самая дорогая перевозка, но самые сжатые сроки доставки, хорошо при перевозка, например, биологических тканей и органов;
  • морским – применяется для перевозки грузов с длительным сроком хранения;
  • железнодорожным – дешево и достаточно быстро (без «пробок»), используется для больших объемов груза.
  • автомобильным – возможность доставлять груз «от двери до двери» без дополнительной перегрузки, самый распространенный способ доставки скоропортящихся продуктов.

4. Список обязательных документов на сопровождение скоропорта

К числу обязательных документов, необходимых для сопровождения скоропортящегося груза, относят:

  1. ТТН или ТН;
  2. путевой лист;
  3. сертификат качества;
  4. если перевозятся продукты животного происхождения, должен быть ветеринарный сертификат;
  5. гигиеническая безопасность груза подтверждается санитарно-гигиеническим сертификатом;
  6. на продукты растительного происхождения должен быть получен фитосанитарный сертификат, он же карантинный;
  7. документы на автомобиль – техпаспорт, страховка, сертификат о прохождении техосмотра;
  8. медицинская справка водителя автомобиля;
  9. свидетельство СПС на автомобиль (подтверждение того, что он допущен к перевозке скоропортящихся продуктов и соответствует всем санитарным требованиям и нормам);
  10. лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове автомобиля.

5. Требования к упаковке скоропортящихся грузов

К упаковке скоропортящихся грузов предъявляется ряд требований, позволяющих им выдержать дорогу и не потерять при этом свои качества. Например:

  • замороженные мясные блоки должны быть завернуты в целлофан, пергамент или другой материал, аналогичный перечисленным выше по свойствам, затем они помещаются в контейнеры или короба из гофрокартона;
  • копченые изделия из мяса перевозятся в специальных ящиках, способных обеспечить продуктам свободную циркуляцию воздуха;
  • солонина транспортируются в бочках, которые доверху заполнены рассолом, тара не должна давать течь;
  • низ ящиков для замороженной рыбы выкладываются бумагой или другим материалом, способным обеспечить изоляцию;
  • охлажденная рыба перевозится в ящиках со льдом – устилается не только дно тары, но и пересыпается каждый ряд рыбы;
  • дрожжи при транспортировке оборачиваются бумагой (каждый брусок), после чего помещаются в чистые ящики без посторонних запахов;
  • куриные яйца и яйца других птиц перевозятся в таре с гофрированными или тиснеными прокладками.

Особое внимание уделяется температуре погрузки и транспортировки скоропортящихся товаров, для ее указания в транспортной накладной предусмотрена пятая графа.  Тара также должна быть промаркирована. К слову, для перевозки скоропорта, чаще других используют:

  • деревянные, картонные или пластмассовые ящики;
  • картонные коробки;
  • металлические, деревянные или пластмассовые бочки и фляги;
  • фанерные или деревянные барабаны;
  • полиэтиленовые, тканевые мешки или мешки из крафт-бумаги и т.п.

Перевозчик оставляет за собой право провести выборочную проверку качества скоропортящихся продуктов, представленных к перевозке и состояния тары, в которые они упакованы, на предмет соответствия обоих категории техническим требованиям и стандартам, закрепленным в НПА. При этом груз вскрывает и упаковывает после проверки грузоотправитель. Если транспортируются продукты в герметичной упаковки, их качество не проверяется.

6. Специальные знаки, применяемые при перевозке скоропортящихся грузов

Существует 5 вариантов обозначения скоропортящихся грузов. Соответствующий знак, закрепленный на кузове автомобиля или на контейнере, предупреждает перевозчика и обслуживающих его специалистов о том, как с данным грузом нужно обращаться при погрузке или выгрузке, а также в каких условиях должна осуществляться его транспортировка.

Знак 1 – «Скоропортящийся груз»

Предупреждает, что данный товар не может находиться под влиянием низких или высоких температур и требует соблюдения особого температурного режима при транспортировке и погрузке – проветривания, охлаждения и т.д.

Знак 2 – «Беречь от сырости»

В основном применяется при маркировке сыпучих грузов типа соль, сахар и т.д. и означает, что груз нужно защищать от попадания влаги.

Знак 3 – «Беречь от солнечных лучей»

Означает, что транспортируемый груз при высоких температурах или воздействии на него прямых солнечных лучей подвергается порче.

Знак 4 – «Ограничение температуры»

Дополнительно к данному знаку указывается температурный отрезок, при котором груз можно перевозить, хранить или перегружать с одного транспорта на другой.

Знак 5 – «Герметичная упаковка»

Фактически накладывает запрет на вкрытие упаковки при хранении, транспортировке, погрузке или выгрузке.

7. Правила и нюансы погрузки скоропортящихся грузов

Перевозчик должен четко следить за тем, при какой температуре груз предъявлен заказчиком к отправке. Данный показатель (температура прибывшего груза) и температура в кузове автомобиля прибывшего под погрузку заносится грузоотправителем  в специальный лист контрольных проверок. В свою очередь грузополучатель в этом же документе фиксирует  оба показателя по факту прибытия. В некоторых ситуациях предусматривается дополнительный температурный контроль, который в пути проводит непосредственно водитель. Если в кузове установлен штатный термограф, то с водителя такая «обязанность» снимается. Термограф фиксирует изменения температуры в течение всей его перевозки и составляет график, позволяющий с легкостью отследить, не выходили ли показатели температуры за установленные нормы.

Предъявляя перевозчику пакет сопроводительных документов на груз, грузоотправитель должен указать в специальной графе ТТН или ТН температурный режим, максимальное время перевозки или другие особые условия, которые влияют на сохранность груза.

Перевозчик принимает груз в чистой и сухой таре, без повреждений, элементов коррозии и признаков другой порчи на ней. Тара должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Если нет возможности опломбировать тару, то ставится пломба на кузов транспортного средства. В свою очередь должен убедиться в наличии допуска у прибывшего автомобиля к перевозке скоропортящихся грузов, оценить состояние кузова на предмет чистоты, отсутствия видимых повреждений, признаков коррозии и т.п. Водитель осмотреть тару с грузом, который принимает к перевозке и свериться с документами. Если возникли сомнения в герметичности упаковки, ее вскрывают, чтобы убедиться, что груз не испорчен. Отметка о вскрытии упаковки проставляется в сопроводительных документах.

Существуют некоторые обязательные правила перевозки в зависимости от вида скоропортящегося груза:

  1. Замороженные грузы – плотно укладываются друг на друга, чтобы полезное пространство кузова использовалось максимально.
  2. Охлажденные и свежие грузы – укладываются в кузов так, чтобы между потолком и верхним рядом товара было расстояние не меньше 30 сантиметров. Это обеспечит естественную циркуляцию груза.
  3. Овощи и фрукты должны быть плотно уложены в ящики вровень с краями после их сортировки по сорту и степени зрелости.
  4. При перевозке мясных туш на специальных крючьях не должны быть превышены нормы по их максимальной нагрузке (максимально допустимому весу на один крюк).
  5. При загрузке кузова между задней стенкой кузова и товаром нельзя допускать наличия зазора. Если габариты ящиков не позволяют их плотно поставить по ширине и длине кузова, то свободное пространство должно быть заполнено дополнительным материалом, чтобы ящики не имели возможности свободно перемещаться по кузову или биться друг о друга в процессе доставки получателю.

Ответственность за правильность размещения и укладки груза в кузове транспортного средства или в контейнере несет грузоотправитель.

8. Температурный режим погрузки и транспортировки (по видам продуктов)

Ниже представлен перечень скоропортящихся грузов (в разбивке по группам) и требования к их температуре при погрузке (Tпогр) и в кузове при перевозке (Tтрансп).

ОБЩЕЕ

  1. (*) (**) Замороженные грузы (мясо, рыба, птица, мясо кролика, субпродукты, шпик, яичные замороженные продукты): Tпогр не выше -8ºС, Tтрансп не выше -12ºС.
  2. Продукты быстрой заморозки (рыбные, мясные, кулинарные изделия, ягоды, фрукты, сгущенные фруктовые соки):Tпогр  -18ºС, Tтрансп не выше -18ºС.
  3. (*) Растительное масло: Tпогр не выше +12ºС, Tтрансп от +10 до +2ºС.
  4. (*) Дрожжи: Tпогр и Ттрансп от 0 до +4ºС.
  5. Яйца после холодильной обработки: Tпогр +3ºС, Tтрансп от +3 до 0ºС.
  6. Яйца, не подвергшиеся холодильной обработке: Tпогр +8ºС, Tтрансп от +8 до +4ºС.

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

  1. (*)  (**) Сливочное масло: Tпогр -6ºС, Tтрансп не выше -6ºС.
  2. (**) Топленое масло, топленые животные жиры: Tпогр 0ºС, Tтрансп от 0 до -3ºС.
  3. (*) Молочные продукты, свежее и пастеризованное молоко: Tпогр не выше +8ºС, Tтрансп не выше +8ºС, более 12 часов перевозить груз запрещается.
  4. (*) Перевозка молока с низовых заводов: Tпогр и Tтрансп не выше +6ºС с апреля по сентябрь и не ниже +2ºС с октября по март, Tтрансп не выше -12ºС
  5. (**) Мороженое: Tпогр не выше -18ºС, Tтрансп не выше -14ºС.
  6. Майонез: Tпогр +21ºС, Tтрансп от +3 до +18ºС.
  7. Маргарин: Tпогр не выше +12ºС, Tтрансп от 0 до -3ºС.
  8. Сыры: Tпогр и Tтрансп не выше +8ºС.

РЫБА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ

  1. (**) Сельдь слабосоленая в ящиках: Tпогр -6ºС, Tтрансп не выше -6ºС.
  2. Икры рыбная: Tпогр 0ºС, Tтрансп от 0 до -5ºС.
  3. Охлажденная рыба, переложенная льдом: Tпогр +3ºС, Tтрансп от 0 до -1ºС.
  4. Рыбные консервы: Tпогр 0ºС, Tтрансп от 0 до +10ºС.
  5. (*) Рыбные пресервы: Tпогр 0ºС, Tтрансп от 0 до -5ºС.
  6. (**) Рыба горячего копчения замороженная: Tпогр -10ºС, Tтрансп не выше -8ºС.
  7. Крепко- и среднесоленая рыба: Tпогр +2ºС, Tтрансп до -5ºС.
  8. Копченая и сушено-вяленая рыба: Tпогр 0ºС, Tтрансп до +5ºС.
  9. Жир рыбий и морзверя (медицинский): Tпогр 0ºС, Tтрансп до -3ºС.
  10. Вяленые и копченые балыки, маринады: Tпогр 0ºС, Tтрансп от 0 до -3ºС.

МЯСО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЯСА

  1. Остывшее мясо: Tпогр от +4 до +12ºС, Tтрансп от +10 до +4ºС.
  2. Охлажденное мясо и птица: Tпогр от 0 до +4ºС, Tтрансп от 0 до -1ºС.
  3. Консервы (кроме рыбных): к Tпогр нет требований, Tтрансп от +15 до +20ºС.
  4. (**) Копченые и полукопченые колбасы: Tпогр от 0 до +4ºС, Tтрансп от 0 до -3ºС.
  5. Сырокопченые колбасы: Tпогр и Tтрансп от +8 до +10ºС.
  6. Вареные колбасы и вареные колбасные изделия: Tпогр +8ºС, Tтрансп от 0 до +6ºС, более 24 часов в пути быть не может.

ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ

  1. Абрикосы: Tпогр от +3ºС, Tтрансп от +3 до 0ºС.
  2. Ананасы: Tпогр от +10 до +13ºС, Tтрансп от +11 до +8ºС.
  3. Бананы (зрелые не перевозятся): Tпогр от +12 до +15ºС, Tтрансп от +1 до +11ºС.
  4. Яблоки: Tпогр от +6 до +8ºС, Tтрансп от +5 до +3ºС.
  5. Вишня и черешня: Tпогр +3ºС, Tтрансп от +2 до +1ºС, в пути не более 3 суток.
  6. Виноград: Tпогр +8ºС, Tтрансп от +8 до +1ºС.
  7. Груши: Tпогр от +6 до +8ºС, Tтрансп от +5 до +3ºС.
  8. Персики: Tпогр и Tтрансп от +4 до +1ºС.
  9. Смородины и крыжовник: Tпогр +3ºС, Tтрансп от +2 до 0ºС, не более 24 часов в пути.
  10. Слива и алыча: Tпогр +7ºС, Tтрансп от +7 до +1ºС.
  11. Апельсины: Tпогр от +7 до +10ºС, Tтрансп от +10 до +4ºС.
  12. Незрелые лимоны: Tпогр от +12 до +15ºС, Tтрансп от +12 до +8ºС.
  13. Зрелые лимоны: Tпогр +8ºС, Tтрансп от +8 до +2ºС.
  14. Мандарины: Tпогр от +5 до +8ºС, Tтрансп от +8 до +2ºС.
  15. Черника: Tпогр +4ºС, Tтрансп от +4 до 0ºС.
  16. Баклажаны: Tпогр от +7 до +10ºС, Tтрансп от +10 до +8ºС.
  17. Дыни: Tпогр от +8 до +10ºС, Tтрансп от +10 до +8ºС.
  18. Огурцы: Tпогр +10ºС, Tтрансп от +10 до +5ºС.
  19. (*) Кабачки: Tпогр +6ºС, Tтрансп от +6 до +1ºС.
  20. Капуста кочанная ранняя (*), капуста цветная, ранняя морковь и свежая зелень (лук, укроп, салат, редис и пр.): Tпогр +8ºС, Tтрансп от +8 до +1ºС.
  21. Капуста брюссельская: Tпогр +8ºС, Tтрансп от +12 до +1ºС.
  22. Помидоры розовые и бурые: Tпогр +15ºС, Tтрансп от +15 до +8ºС.
  23. Помидоры красные: Tпогр +8ºС, Tтрансп от +8 до +4ºС.
  24. Фасоль овощная: Tпогр +10ºС, Tтрансп от +8 до +2ºС.
  25. Горох лопатка: Tпогр +5ºС, Tтрансп от +5 до +1ºС.

Примечание:

(*) – при понижении температуры наружного воздуха ниже той, что указана выше как Т трансп, перевозка всех грузов, кроме обозначенных (*), в авторефрижераторах, не оборудованных приборами отопления, запрещена.

(**) – грузы, обозначенные таким значком, в зимний период при понижении температуры наружного воздуха ниже той, что указаны выше как Ттрансп перевозка в авторефрижераторах без подогрева не разрешается.

9. Как правильно скомпоновать сборную перевозку скоропортящихся грузов

Не разрешается перевозить в одном контейнере или в одном кузове вместе с другими продуктами питания следующие группы скоропортящихся продуктов:

  1. охлажденная и замороженная рыба;
  2. рыбные копчености;
  3. икры, сельдь и рыба соленая;
  4. сухие рыбные концентраты, сухая рыба и копчено-вяленая рыба;
  5. мясо охлажденное;
  6. мясные копчености и копченые колбасы;
  7. любые виды сыров;
  8. цитрусовые, имеющие сильный аромат – мандарины, дыни, апельсины, лимоны. исключение составляет совместная перевозка лимонов и грейпфрутов.
  9. овощи, обладающие резким запахов (чеснок и лук);
  10. дрожжи хлебопекарные;
  11. маргарин.

Замороженные грузы нельзя перевозить вместе с остывшими или охлажденными, охлажденное мясо вместе с остывшим. Грузы, которые упакованы в плотную тару нельзя транспортировать вместе с неупакованными, так как такое соседство снижает в кузове или контейнере уровень равновесной относительной влажности воздуха и увеличивает степень усушки груза, перевозимого без упаковки.

Вместе можно перевозить:

  • масло, мясо и жиры;
  • консервы, охлажденное мясо и мясопродукты;
  • молочные продукты и яйца.

Совместная перевозка грузов с разными температурными режимами хранения возможно лишь в том случае, когда в кузове имеется специальная, передвигаемая по его длине, изолирующая разделительная стенка. Она позволяет поддерживать разность температур в отделениях кузова, однако даже ее наличие не дает права везти вместе «заморозку» и свежие или охлажденные продукты.

10. Сроки доставки скоропортящихся грузов

Компании, работающие в сфере перевозки скоропортящихся грузов, особое внимание уделяют четкому соблюдению сроков доставки. Планируемое время транспортировки определяется исходя из фактического расстояния, которое требуется проехать, и среднесуточного пробега автомобиля (это 600 км за 24 часа). Есть 3 вида сроков доставки:

  1. УСТАВНЫЙ – прописывается в договоре между заказчиком и перевозчиком, означает срок, в течение которого груз должен быть доставлен получателю;
  2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (он же срок транспортабельности) – это максимально возможное время в пути, за которое груз не потеряет свои качества, и не будет считаться испорченным;
  3. ПРЕДЕЛЬНЫЙ –  устанавливается для того, чтобы можно было определить ответственность перевозчика за несвоевременную доставку, приведшую к несохранности груза или потере его качества.

Если в одном транспортном средстве перевозятся грузы с разными сроками годности, то срок доставки определяется исходя из наименьшего. При этом перевозчик имеет право и должен отказаться доставлять груз, срок годности которого истечет еще в пути или планируемое время в дороге которого меньше технологического срока доставки.

Работы по подготовке скоропортящихся грузов к перевозке и ответственность за них ложится на плечи грузоотправителя. Он должен передать перевозчику накладную на груз, сертификат или удостоверение о его качестве, где указан возможный срок транспортабельности, температура груза (замороженного или охлажденного) и процент влажности (для копченой, сушеной или вяленой рыбы).

Если срок транспортирования, который указан в сертификате, меньше срока доставки, установленного в правилах перевозки грузов, то такой скоропортящийся груз к перевозке не принимается. Если товар имеет признаки порчи, он также не принимается к перевозке.

Срок доставки груза исчисляется с того момента, как была завершена его погрузка в транспортное средство и оформлены все сопровождающие документы до момента прибытия товара к получателю и предъявления ему документов на груз. В свою очередь получатель, закончив разгрузку транспортного средства или контейнера, обязан очистить его от остатков груза вымыть, продезинфицировать в срок, предусмотренный в договоре грузоперевозки.

11. Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов

Процент допустимой естественной убыли скоропортящегося груза при перевозке определяется исходя их многих факторов – системы охлаждения, установленной в подвижном составе, вида упаковки, схемы циркуляции воздуха в кузове или контейнере и т.п. Также на убыль, а значит и качество доставки, сильно влияет продолжительность грузоперевозки, состояние дорожного покрытия, выбранный тип транспортного средства и обеспечение надлежащего режима хранения груза. 

Если продукция предварительно была охлаждена, то (предварительно) потери при ее перевозке будут в 2,5 раза выше в сравнении с охлажденной. В этом случае и продолжительность грузовых операций увеличится вдвое, а то втрое.

При перевозке норма убыли устанавливается из расчета на 1000 км. Так, при доставке косточковых обычным автомобилем норма убыли равна 3,4%, в рефрижераторе – 2,1%. Для груш и яблок эти показатели равны соответственно 2,9 и 1,9%.

Сейчас овощи и фрукты перевозятся в автотранспорте в регулируемой газовой среде, чтобы качество и свежесть продуктов сохранялись лучше, а сроки доставки были больше. Основой акцент здесь делается на праивльный подбор смесей. Так, для перевозки клубники используют смесь, состоящую из 95-96% азота и 4-5% кислорода, для огурцов – 95-97% азота и 3-5% кислорода. 

В смеси, используемой для перевозки охлажденного мяса, процент азота составляет 99,8%, а температура перевозки 0°С – это позволяет избежать изменения окраски поверхности туш, развития аэробных психрофильных бактерий, снизить потерю массы при перевозке. К слову, при таких условиях охлажденное мясо можно хранить до 20 суток.

12. Случился форс-мажор: что делать?

Как бы тщательно и скрупулезно не организовывалась перевозка, защитить ее на 100% от непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, которые могут привести к порче груза, нельзя. Примеров подобных ситуаций может множество:

  • в пути у автомобиля возникла техническая неисправность, из-за которой продолжать дорогу дальше он больше не может;
  • испортилось холодильное оборудование;
  • у товара появились внешние признаки начинающейся порчи;
  • задержки в пути по каким-либо причинам, мешающие доставить груз в срок и т.п.

Если устранить неисправность или решить возникшую проблему не представляется возможным, чтобы скоропортящийся груз сохранил свои качества, то перевозчик вынужден принимать экстренные меры – товар передается для реализации в местную торговую сеть. Прежде, чем снять груз с перевозки, составляется акт комиссией. в ней должны присутствовать следующие лица – представитель перевозчика, представить предприятия торговли, инспектор по качеству или сотрудник незаинтересованной стороны.

13. Правила перевозки скоропорта (по законодательству РБ)

На самом деле факторов риска, сопутствующих перевозкам скоропортящихся грузов, немало: дорожная обстановка, качество дорожного покрытия, погода (а именно — внешняя температура), запыленность и загазованность воздуха, воздействие микроорганизмов, уровень влажности и др. Чтобы их минимизировать, тем более нужно четко соблюдать необходимый температурный режим транспортировки, а также правила упаковки груза, его погрузки и размещения в кузове автомобиля.

Также интересно знать...

Здесь также можете ознакомиться с полезными статьями

Контейнерные перевозки

Как правильно заказать контейнерную перевозку, чтобы Вас не обманули? Как формируется цена на контейнерную доставку? Страховые случаи и многое другое

Читать

Вопрос цены и скидки при грузоперевозках

Какие они, «тарифы на воздух»? Как минимизировать затраты на ж/д доставку? Большие и малые хитрости при получении скидки от перевозчика и многое другое

Читать

© Darts Logistic, 2019