Правила грузоперевозок (Правовая библиотека Darts Logistic)

Правовое регулирование автомобильных грузоперевозок, авиаперевозок, грузоперевозок морским и железнодорожным транспортом. Полный перечень НПА
23.12.2019

ВНИМАНИЕ! Оглавление статьи для вашего удобства представляет собой навигационное меню, которое позволит быстро найти нужную информацию. Достаточно кликнуть на нужный пункт…

Чтобы груз доехал в целости, а процесс его транспортировки прошел успешно, перевозчики обязаны соблюдать ряд правил и нормативов. О них и пойдет речь в данной статье.

Оглавление

1. Правовое регулирование автомобильных грузоперевозок

1.1. Требования к крупногабаритным и тяжеловесным ТС

2. Регулирование экспедиторской деятельности

3. Международные НПА в области грузоперевозок

3.1. в т.ч. НПА ЕАЭС в части грузоперевозок

4. Правовое регулирование грузоперевозок железнодорожным транспортом

5. Правовое регулирование авиаперевозки грузов

6. Правовое регулирование перевозки опасных грузов

 

1. Правовое регулирование автомобильных грузоперевозок

Список нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс грузоперевозок автомобильным транспортом на территории Республики Беларусь:

1) Закон Республики Беларусь 14 августа 2007 г. № 278-3 "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (в ред. Законов Республики Беларусь от 4.01.2010 № 109-З, от 4.01.2014 г. № 130-З, от 10.01.2015 г. № 242-З, от 17.07.2017 г. № 50-З). Полный текст документа.

Последние изменения, внесенные законом № 50-З, касаются следующих важных моментов. Во-первых, ТТН-1 оформляется при внутриреспубликанских перевозках, CMR-накладная – при международных. Во-вторых, грузосопроводительные документы определены, исходя из действующего белорусского законодательства, международных договоров и  документов ЕАЭС. Обязанность по предоставлению полного пакета документов на груз ложится на грузоотправителя, он же несет полную ответственность за достоверность сведений, в них указанных, за правильность оформления документов. Ответственность за последний пункт новый закон снимает в перевозчика. Примерный перечень документов изложен в 22 пункте Правил автомобильных перевозок. Кроме того, если из-за неправильного оформления сопроводительной документации, грузоотправитель понесет убытки, то виновен в этом, согласно 56 статье, будет только он сам.

2) Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970. Полный текст документа.

3) Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции». Полный текст документа.

1.1. Требования к крупногабаритным и тяжеловесным ТС

Нормативно-правовая база:

1) Глава 24 Правил дорожного движения

Первый документ, обязательный к соблюдению при перевозке грузов по территории Беларуси, это Правила дорожного движения, глава 24. Кроме требований к креплению, размещению груза и нормам безопасности в пункте 186 предусмотрено наличие специального разрешения на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств в том случае, если хотя бы один из ниже приведенных показателей выше нормы.

Требование к высоте ТС – максимум 4 метра от поверхности дорожного покрытия (п.186.1 ПДД);

Требование к длине ТС:

  • 12 метров, если это автомобиль, прицеп или троллейбус (п. 186.2.1 ПДД);
  • 13,5 метров, если автобус имеет 2 оси;
  • 15 метров, если у автобусе больше 2-х осей (п.186.2.2 ПДД);
  • 18,75 метра для сочлененных троллейбусов и автобусов (п.186.2.3 ПДД);
  • 20 метров, если идет об автопоезде (п.186.2.4 ПДД).

Требования к ширине ТС:

  • 2,6 метра, если транспортное средство имеет изотермический кузов;
  • 2,75 метра – касается автомобилей КрАЗ, МАЗ-509А, МАЗ-543, МАЗ-5316, МАЗ-6317, МАЗ-6425, МЗКТ-6906 и их модификаций;
  • 2,55 метра – для всех остальных транспортных средств.

2) Указ Президента РБ №239 от 19.06.2019 года "О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств".  Полный текст документа.

Наибольшая полезность данного нормативного актазаключается в наличии актуальных ставок платы за проезд данных видов ТС при превышении допустимой осевой массы или габаритов. Также в нем указаны допустимые общие и осевые массы ТС, их допустимые габариты.

Документы, регулирующие взимание платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси:

1) Указ Президента Республики Беларусь №613 от 26.11.2010 г. «О допустимых весовых и габаритных параметрах транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования, и плате за проезд по ним тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств». Полный текст документа.

2) Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь №21 от 17 июня 2013 г. «О некоторых вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь».Полный текст документа.

Данный документ устанавливает:

  • размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере.
  • порядок округления сумм платы за проезд, в том числе платы в увеличенном размере и залоговой стоимости устройства электронной оплаты, взимаемых в белорусских рублях.

3) Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь №22 от 17 июня 2013 г. «Об установлении минимального размера предоплаты и максимального размера остатка средств предоплаты для договоров пользования платными автомобильными дорогами Республики Беларусь в режиме предоплаты». Полный текст документа.

Согласно документу, для всех договоров пользования платными автомобильными дорогами Республики Беларусь в режиме предоплаты установлены: минимальный размер предоплаты – 25 евро; максимальный размер остатка средств предоплаты – 350 евро.

4) Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 340  от 30 апреля 2013 г. «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Полный текст документа.

В документе отмечено, что каждый пользователь платной дороги должен обеспечить наличие в транспортном средстве, осуществляющем движение по платной дороге, устройства электронной оплаты, за исключением следующих транспортных средств:

  • транспортных средств оперативного назначения;
  • транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
  • транспортных средств, зарегистрированных на территории государств – членов Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т и буксируемых ими прицепов;
  • мопедов и мотоциклов; зарегистрированных на территории Республики Беларусь колесных тракторов и самоходных машин.

Для получения устройства электронной оплаты собственник (владелец) транспортного средства должен заключить договор пользования платной дорогой и зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы. Если такой договор заключен не был, то, согласно Постановлению,  он считается заключенным автоматически с момента выезда транспортного средства на платную дорогу.

2. Регулирование экспедиторской деятельности

Нормативно-правовая база:

1) Закон Республики Беларусь 13 июня 2006 г. N 124-3 "О транспортно-экспедиторской деятельности" (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-3, от 29.11.2010 г. N 195-3, от 13.06.2016 г. № 397-З, от 9.11.2018 г. № 145-З). Полный текст документа.

В статье 8 данного нормативного акта перечислен список услуг, которые относятся к транспортно-экспедиторским. Статья 24 объясняет, в каких случаях экспедитор имеет право удерживать груз клиента. Глава 6 целиком посвящена ответственности, в частности здесь объясняется, какую ответственность несет экспедитор:

  • за несохранность груза (ст.27)
  • за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 28)
  • за непредставление информации (ст.29).

Глава 7 определяет порядок предъявления претензий и исков к экспедитору, а также сроки исковой давности.

Важно! Из перечня НПА, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, исключены Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Их основные положения перенесены в Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, в частности порядок и сроки предъявления претензии к экспедитору, которые ранее регулировались пятой главой Правил, теперь отражены в статье 30 Закона (в редакции от 9 ноября 2018 года).

3. Международные НПА в области грузоперевозок

Список нормативных актов:

1) КДПГ, она же Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, она же Женевская конвенция. ). Полный текст документа.

Пункт 4 статьи 1 гласит, что данный документ не применяется к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям, к перевозкам покойников (груз 200), а также к перевозкам обстановки и мебели при переездах. Требования к договору перевозки (накладной) обозначены в главе 3 статья 4-9, отвественность перевозчика – в главе 4.

2) Конвенция МДП, она же Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Читать справочник по конвенции МДП.

3) Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, заполнения и изъятия книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 года». Полный текст документа.

4) Особенности применения книжки МДП при вывозе белорусских экспортных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в местах убытия в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации. Полный текст документа.

5) Конвенция A.T.A., она же Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров, она же CARNET ATA. Полный текст документа.

CARNET ATA — международный таможенный документ, который позволяет осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного беспошлинного вывоза/ввоза товаров. В системе КАРНЕТ АТА 77 стран, В Беларуси система работает с 15.08.2004 года.

Товары, к которым применима Конвенция АТА:

  1. Для демонстрации или использования на выставках ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, например, выставочные образцы продукции, стенды, предметы живописи и антиквариата.
  2. Профессиональное оборудование, в том числе оборудование прессы, реквизит, необходимый артистам и театральным труппам, музыкальные инструменты.
  3. Коммерческие образцы, выпускаемой продукции.

Товары, к которым Конвенция АТА не применяется:

  1. Продукты питания, напитки (включая алкогольные) табачные изделия.
  2. Расходные материалы.
  3. Отходы, в том числе промышленные.
  4. Товары, предназначенные для переработки или ремонта.

Особенности КАРНЕТА АТА:

  1. Срок действия со дня выдачи 1 год (возможно продление)
  2. Позволяет оформлять один документ для нескольких таможенных процедур (временные вывоз/ввоз, транзит)
  3. Товары, которые указаны в КАРНЕТЕ можно ввозить и вывозить одной или несколькими партиями.
  4. Можно последовательно посетить несколько стран.
  5. Исключены финансовые гарантии на таможне.
  6. Таможенные органы принимают документ как международную действующую гарантию обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.
  7. Стоимость товаров, указанных в КАРНЕТЕ АТА не ограничена.
  8. Сокращаются расходы, связанные с временным вывозом/ввозом товаров.

6) Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 года от Всемирной Таможенной Организации. Полный текст документа.

7) СМГС, оно же Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. Полный текст документа.

8) Гамбургские Правила, они же «Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов». Полный текст документа.

Подписана в Гамбурге 30.03.1978 года, с ноября 1992 года регулирует всю сферу международных морских перевозок, заменив собой Гаагские правила («Международную конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся коносамента») и Правила Висби («Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента»).

9) Кодекс ММОГ, он же Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (от 27.09.1965г.). Полный текст документа.

Изначально он создавался как приложение к Конвенции по охране человеческой жизни на море и носил лишь рекомендательных характер, несмотря на то, что документ подписало 70 государств. После изменений, внесенных в 2002 году, ситуация изменилась. С 2004 года Кодекс стал обязательным к исполнению.

10) КОТИФ или Конвенция о международных железнодорожных перевозках. Полный текст документа.

3.1. НПА ЕАЭС в части грузоперевозок

На Правовом портале Евразийской экономической комиссии размещены нормативно-правовые акты Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе содержащие перечни товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному, санитарно-эпидемиологическому контролю, а также перечни товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, установленные в ЕАЭС.

4. Правовое регулирование грузоперевозок железнодорожным транспортом 

Нормативно правовая база:

1) Устав железнодорожного транспорта общего пользования.

2) Правила перевозок автотракторной техники железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

3)Правила перевозок грузов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, железнодорожным транспортом общего пользования  Полный текст документа.

4) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов отправительскими маршрутами Полный текст документа.

5) Правила перевозок грузов мелкими отправками железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

6) Правила перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

7) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов с объявленной ценностью. Полный текст документа.

8) Правила перевозок грузов на открытом подвижном составе железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

9) Правила перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

10) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в транспортных пакетах. Полный текст документа.

11) Правила перевозок животных железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

12) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в специализированных контейнерах. Полный текст документа.

13) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в универсальных контейнерах. Полный текст документа.

14) Правила перевозок подкарантинных грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

15) Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов группами вагонов по одной накладной. Полный текст документа.

16) Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

17) Правила перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Полный текст документа.

18) Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Полный текст документа.

5. Правовое регулирование авиаперевозки грузов 

1) Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 70 от 12.08.2009 "Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов". Полный текст документа.

2) Воздушный кодекс Республики Беларусь. Полный текст документа.

6. Правовое регулирование перевозки опасных грузов

1) Правила по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь. Полный текст документа.

2) Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Полный текст документа.

3) Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами Республики Беларусь. Полный текст документа.

4) Постановление Министерства обороны РБ № 57 от 01.11.2004 г. «Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения воздушной перевозки опасных грузов государственными воздушными судами Республики Беларусь». Полный текст документа.

5) Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом в Республике Беларусь. Полный текст документа.

6) Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. Полный текст документа.

ВАЖНО! В Беларуси с апреля 2016 года действует требование о наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при доставке опасных грузов. Эта норма закреплена законом от 04.01.2016 № 351-З, которым внесены изменения и дополнения в нормы административных правонарушений.

Также интересно знать...

Здесь также можете ознакомиться с полезными статьями

Перевозка скоропортящихся грузов

Классификация скоропортящихся грузов и список необходимых сопроводительных документов. Соблюдение температурного режима. Форс-мажор - что делать?

Читать

Доставка грузов из Китая - все нюансы

Выбор надежного поставщика, поиск оптимального пути доставки, список сопроводительных документов, нюансы растаможки, форс-мажор и пр.

Читать

© Darts Logistic, 2019